- Гоголь Николай Васильевич
Бюст Н. В. Гоголя.
Бюст Н. В. Гоголя.
Санкт-Петербург.Гоголь Николай Васильевич (18091852), писатель. В Петербурге с декабря 1828. В 182930 Гоголь канцелярский служащий в Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, в Департаменте уделов; к этому же времени относятся первые опубликованные в Петербурге под псевдонимами литературные опыты Гоголя . В письмах Гоголя прообразах его «петербургской» прозы преломляется восприятие Петербурга, оттолкнувшего юного Гоголя . обезличенностью, замкнутостью, безучастием. В апреле 1829 Гоголь поселился на Большой Мещанской улице (ныне улица Плеханова, участок дома 39, не сохранился; адрес «подарен» герою наброска «Фонарь умирал»), а в конце 1829 переехал в дом Зверкова на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова, 69/18; дом перестроен). В конце 1830 начале 1831 познакомился с В. А. Жуковским, в мае 1831 с А. С. Пушкиным, вдохновившим Гоголя на создание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Летом 1833 Гоголь переехал на свою последнюю петербургскую квартиру на Малой Морской улице в дом Лепена (ныне улица Гоголя, 17; мемориальная доска). Здесь написан набросок «1834», в котором «кипящий меркантильностью» Петербург, город «диких северных ночей», противопоставлен южному и другие.внему Киеву. Параллельно с литературным творчеством (в 183132 вышли 2 части «Вечеров на хуторе близ Диканьки») в Петербурге протекала педагогическая «карьера» Гоголя (в 183135 он учитель истории в Патриотическом институте), закончившаяся провалом в 183435, когда, уверовав в своё историческое призвание, Гоголь стал адъюнкт-профессором Санкт-Петербургского университета по кафедре всеобщей истории (мемориальная доска в кабинете научных сотрудников университета). В 1836 Пушкин привлёк Гоголя к участию в «Современнике». Неудовлетворённый премьерой «Ревизора» в Петербурге (Александрийский театр, 19 апреля 1836), Гоголь покинул столицу (с этого времени он большую часть жизни проводил за границей) и в дальнейшем бывал в ней лишь наездами.
В 1835 Гоголь издал «Арабески», куда вошли его «петербургские повести»: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают также «Нос» и «Шинель». Петербург становится здесь одним из центральных героев городом бессмысленной деловитости и мелких чиновничьих страстей ( Гоголь рисует жизнь чиновников разных рангов, вплоть до «значительных лиц» и различных слоев петербургского «среднего» класса), но прежде всего городом с затруднённой коммуникацией. Петербург губительный для мечтателя-романтика (несомненна автобиографичность Пискарёва) и страшный для бедного чиновника мир. Одновременно это не только образ реального города с точной социальной топографией и конкретными «уличными» реалиями (см., например, акцентированное указание на Калинкин мост место, где мертвец-чиновник «сдирает» с прохожих шинели, «не разбирая чина и звания», петербургские маршруты свахи в «Женитьбе» и майора Ковалёва в повести «Нос»). Это и мифологический город-личность, способный лгать и притворяться (фонари, мосты, само пространство могут нести ирреальную опасность). Так, в «Невском проспекте» вырисовывается инфернальный подтекст города («ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе»); ср. также незаконченные фрагменты «Страшная рука», «Фонарь умирал». Ирреальное видит Гоголь и в прозаической служебной деятельности; гоголевский гротеск самую иерархию Табели о рангах превращает в силу «сверхматериальную», порождающую в Петербурге «необыкновенно-странное происшествие» похождения отделившегося от майора Ковалёва носа и погоню за ним законного владельца; для гротескного города Петербурга характерны фантастические слухи (о танцующих стульях и пр.).
Петербург холодный, в прямом и переносном смысле, город (морозный, ветреный Петербург, с серым петербургским небом обычный пейзаж Петербурга у писателя), город внешнего лоска и бюрократический центр страны появляется вслед за «Ревизором» (из писем и рассказов Хлестакова) в «Мёртвых душах»; в «Повести о капитане Копейкине» этот бессердечный город сановников предстаёт кунсткамерой «бесполезных раритетов» от мостов до дверных ручек. Его восточные названия («Шехерезада», «Семирамида») подчёркивают впечатление нерусского «лица» столицы и пародируют её перифрастическое имя «Северная Пальмира».
Гоголь не только творец, но в известной степени и персонаж петербургского мифа: вымышленный автор «Записок сумасшедшего» имеет петербургский адрес писателя 182933; адресат Хлестакова, «щелкопёр» Тряпичкин, проживает в том же доме (указанный дом Лепена), что и автор «Ревизора». Неоднократно обращался писатель к Петербургу и в публицистике (открыто или в подразумевающем контексте). В статье «Петербургские записки 1836 г.» Петербург как апофеоз регламентации, приверженности условностям, чрезвычайной обособленности («раздробленности») сословий противопоставлен патриархальной, естественной, природной Москве (ср., например, образы чиновного господина «комильфо» Петербурга и радушной невесты Москвы). В сопоставлении с Москвой Гоголь определял и государственно-историческую роль Петербурга: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия». Воплощением истинно национального города в альтернативе и Петербургу, и отчасти Москве, был для Гоголя Рим (незаконченная повесть «Рим»). Гоголь называл Петербург, как и многие европейские города, «безархитектурным»; регулярность застройки он отождествлял с «неестественностью», в блестящих зданиях и шедеврах скульптуры недавнего прошлого видел гладкость, «монотонность», отсутствие господствующей цельной мысли и впечатляющей «колоссальности» (статья «Об архитектуре нынешнего времени», вызванная, видимо, и новыми постройками столицы 1830-х гг.).
Творчество Гоголя творца «своего» мифа о странном, полупотустороннем городе, живописца столичного быта источник явных и скрытых цитат, авторитет и предмет полемики для русской литературы XIXXX вв. Гоголевская традиция образа Петербурга прослеживается в произведениях писателей натуральной школы, повестях и романах Ф. М. Достоевского, в творчестве Н. А. Некрасова, В. Г. Короленко, А. Белого. Сам Гоголь в изображении Петербурга продолжил линию «петербургского фольклора» (сохранившиеся в записи рассказы об основании Петербурга, анекдоты о «таинственных явлениях») и отчасти Пушкина, но, в отличие от него, высокой петербургской темы и символики города не наследовал.
Именем Гоголя названы: бывшая Малая Морская улица (см. Гоголя улица), улицы в Парголово и в бывшем посёлке Володарский. Бюст писателя установлен в Адмиралтейском саду (1896, скульптор В. П. Крейтан).
Литература:
Анциферов Н. П., Душа Петербурга, П., 1922;
2 изд. Л., 1990;
Гоголь в воспоминаниях современников, М. Л., 1952;
Гиллельсон М. И., Мануйлов В. А., Степанов А. Н., Гоголь в Петербурге, Л., 1961;
Золотусский И., Гоголь, 2 изд., М., 1984;
Топоров В. Н., Петербург и петербургский текст русской литературы (введение в тему), «Ученые записки Тартусского государственного университета», 1984, в. 664;
Маркович В., Петербургские повести Н. В. Гоголя, Л., 1989.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.